Синология.Ру

Тематический раздел


Ши гу вэнь

石鼓文 – «письмена на каменных барабанах» – древнейшие выгравированные на камне эпиграфические памятники, наиб. известные произведения в истории каллиграфии, хотя дискуссии по их атрибуции ведутся по сей день. «Каменные барабаны» (ши гу) – невысокие округлые камни, напоминающие по форме барабаны, высотой от 60 до 63 см при  длине окружности от 169 до 235 см, были обнаружены в нач. VII в. при дин. Суй (581–618) в местности Фэнсян на западе совр. пров. Шэньси. Всего известно 10 «каменных барабанов». На боковых поверхностях камней, как оказалось, были выгравированы стихи, посвященные придворной охоте. Кит. эксперты VII– IX вв. приписывали надписи каллиграфу кон. IX в. до н.э. Ши Чжоу 史籀, который по традиции считался изобретателем почерка дачжуань («Ши Чжоу пянь»). В XIX в. было доказано, что стихи сочинены в 768 г. до н.э. в честь охоты правителя Сян-гуна царства Цинь в эпозу Вост. Чжоу. Т.о., до появления стел (бэй [4] ) тексты мемориального характера гравировались, помимо ритуальной бронзы, на каменных барабанах.  В качестве древних реликвий барабаны перевозились в столицы последующих династий и размещались в зданиях придворных академий. В ходе этих перемещений третий барабан был потерян и по поручению императора Хуй-цзуна 徽宗 (см. Чжао Цзи) в 1113 г. воссоздан заново. Тогда же знаки были инкрустированы золотом, а сами барабаны установлены во дворце императора. После захвата северосунской столицы г. Кайфын войсками чжурчжэней барабаны неоднократно перевозились, а золотая инкрустация была варварски выскоблена. После династии Юань барабаны перевезли в Пекин. На поверхности камней имеются значительные утраты, количество которых со временем заметно возрастало. Оттиски с барабанов периода династии Сун содержат 555 читаемых иероглифов из общего числа 730 знаков, тогда как на современных оттисках отчетливо различимы только 300 иероглифов. Контуры черт испорчены варварским удалением золотых вставок.
 
Стиль каллиграфии считается показательным для царства Цинь. Он отличается от памятников на бронзе не только материалом, но и крупными размерами знаков. Иероглифы имеют удлиненные пропорции. Формы знаков тяготеют к прямоугольному абрису, хотя знаки прописаны вертикальной кистью, что позволяет китайским знатокам говорить о том, что «внутри округлости содержится квадратность» (юань чжун дай фан 圓中带方), т.е. имеет место сочетание техники письма овалом (юань би 圓笔) вертикальной кисти с техникой угла (фан би 方笔) наклонной кисти. Каллиграфический стиль собран, лаконичен и монументален. В движениях кисти присутствует особая крепость, сообщающая пластике черт эпическую величественность. Корифеи танской каллиграфии, такие, как Юй Ши-нань 虞世南, Чу Суй-лян 禇遂良, Оуян Сюнь 歐陽詢, досконально изучали этот памятник и именно с их подачи он стал эталоном «древнего совершенства» (гу мяо 古妙).
 
Источники:
Шан Чжоу чжи Цинь Хань шуфа (Каллиграфия периода династий Шан, Чжоу, Цинь и Хань). / Под ред. Ци Гуна. Пекин, 1987.
 
Литература:
Белозёрова В. Г. Искусство китайской каллиграфии. М., 2007; Фэн Чжэнь- кай. Чжунго шуфа чжи (История китайской каллиграфии). Тайвань, 1974; Чжу Жэнь-фу. Чжунго гудай шуфа ши (История китайской каллиграфии). Пекин, 1992; Чжунго хуфа цзянь ши (Краткая история китайской каллиграфии). Отв. ред. Ван Юн. Пекин, 2004; Шэнь Инь-мо. Лунь шу цун гао (Сборник статей о каллиграфии) / Сост. Ма Го-цюань. Сянган, 1981; Chang Leon L.-Y., Miller P. Four Thousand Years of Chinese Calligraphy. Chicago, London, 1990; Tseng Yuho. A History of Chinese Calligraphy. Hong Kong, 1998.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 854-857.

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.